Юнит-экономика		
и		
ключевые	метрики	стартапов
Максим	Калюжный	
21	мая	2016	года
ОБО МНЕ
• Окончил	Мехмат	МГУ	
• 4	года	опыта	в	аудите	и	
консалтинге	Big	4	(PwC,	KPMG)	
• Сейчас	инвестиционный	аналитик	
ФРИИ	
• Один	из	создателей	сервиса	по	
доставке	товаров	с	
путешественниками	«Туда?	Туда!»
80%	стартапов	умирают.	
Почему?
У	них	заканчиваются	
деньги.	
Почему?
Они	убыточны.
Что	делать?
П У Т Ь Х О Р О Ш Е Й К О М П А Н И И
Выручка
Переменные	затраты
Фиксированные	затраты
Валовая	прибыль
Точка	
безубыточности
Ч ТО ТА К ОЕ Ю Н И Т- Э К ОН ОМ И К А ?
CPA	
Cost	per	Acquisition	
Стоимость	привлечения	
пользователя
ARPU	
Average	Revenue	per	User	
Выручка	с	привлеченного	
пользователя
User	Acquisition	
Привлечение	
пользователей
Revenue	
ДоходПродукт
П Р И М Е Р
Показатель Значение
Выручка	(Revenue) 100	000	руб.
Себестоимость	(COGS) 30	000	руб.
Затраты	на	маркетинг	(Marketing) 40	000	руб.
Количество	привлеченных	пользователей	(Users) 10	000
CPA	=	?	
ARPU	=	?
П Р И М Е Р
Показатель Значение
Выручка	(Revenue) 100	000	руб.
Себестоимость	(COGS) 30	000	руб.
Затраты	на	маркетинг	(Marketing) 40	000	руб.
Количество	привлеченных	пользователей	(Users) 10	000
CPA	=	Marketing	/	Users	=	40	000	/	10	000	=	4	руб.	
ARPU	=	(Revenue	-	COGS)	/	Users	=	70	000	/	10	000	=	7	руб.
Д О П О ЛН И Т Е ЛЬ Н Ы Е М Е Т Р И К И
CAC	
Customer	Acquisition	Cost	
Стоимость	привлечения	
покупателя
ARPPU	
Average	Revenue	per	Paying	User	
Выручка	с	платящего	
пользователя	(покупателя)
С1	
Conversion	to	buyers	
Конверсия	в	1-ую	
покупку
CPA	=	CAC	*	C1 ARPU	=	ARPPU	*	C1
Ч У ТЬ Б ОЛЕ Е С ЛОЖ Н Ы Й П Р И М Е Р
Показатель Значение
Users 10	000
C1 2	%
CAC 3	000	руб.
ARPPU 7	000	руб.
Revenue	=	?	
Marketing	=	?
Ч У ТЬ Б ОЛЕ Е С ЛОЖ Н Ы Й П Р И М Е Р
Показатель Значение
Users 10	000
C1 2	%
CAC 3	000	руб.
ARPPU 7	000	руб.
CPA	=	CAC	*	C1	=	3	000	*	2%	=	60	руб.	
ARPU	=	ARPPU	*	C1	=	7	000	*	2%	=	140	руб.	
Marketing	=	CPA	*	Users	=	60	*	10	000	=	600	000	руб.	
Revenue	=	ARPU	*	Users	=	140	*	10	000	=	1	400	000	руб.
Е ЩЕ Н ЕМН ОГО МЕТРИК
Churn	
Отток	покупателей	
за	период
Lifetime	value	
Выручка	с	покупателя	
за	все	время	
использования	
продукта
Lifespan	
Срок	использования	
продукта	покупателем
ARPPU
Churn
=		LTV		= ARPPU	*	Lifespan
В СП ОМН ИТ Ь ВСЕ
CAC
CPAARPU
ARPPU
LTV
C1 Churn
КЕ ЙС - ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ
Пользователи
Массив
рекламных
каналов
Лендинг
B2B
клиенты
Лиды
Компания
$$
$
$$$$
КЕ ЙС - ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ
Метрика Значение
Средний	чек	продажи	лида	(Revenue) 460	руб.
Стоимость	привлечения	лида	(COGS) 220	руб.
Среднее	число	лидов	на	клиента,	в	месяц 19,7
Отток	клиентов	(Churn),	в	месяц 19	%
LTV	=	?
КЕ ЙС - ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ
Метрика Значение
Средний	чек	продажи	лида	(Revenue) 460	руб.
Стоимость	привлечения	лида	(COGS) 220	руб.
Среднее	число	лидов	на	клиента,	в	месяц 19,7
Отток	клиентов	(Churn),	в	месяц 19	%
Сustomer	Lifespan	=	1	/	Churn	=	5,2	мес.	
ARPPU	=	Среднее	число	лидов	*	(Revenue	-	COGS)	=	19,7	*	(460	-	220)	=		4	728	руб.	
LTV	=	ARPPU	*	Lifespan	=	4	728	*	5,2	=	24	586	руб.
КЕ ЙС - ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ
Метрика Значение
Количество	новых	клиентов 20
Общее	количество	клиентов 140
Зарплата	менеджера	по	продажам 35	000	руб.
Количество	менеджеров	по	продажам 2
Зарплата	аккаунт-менеджера 45	000	руб.
Количество	аккаунт-менеджеров 2
Затраты	на	PR 50	000	руб.
Затраты	на	офис 30	000	руб.
	Затраты	на	офлайн	маркетинг 130	000	руб.
CAC	=	?
КЕ ЙС - ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ
Метрика Значение Где	учитывать
Количество	новых	клиентов 20
Общее	количество	клиентов 140
Зарплата	менеджера	по	продажам 35	000	руб. CAC
Количество	менеджеров	по	продажам 2
Зарплата	аккаунт-менеджера 45	000	руб. CRC
Количество	аккаунт-менеджеров 2
Затраты	на	PR 50	000	руб. CAC
Затраты	на	офис 30	000	руб. Fixed	costs
	Затраты	на	офлайн	маркетинг 130	000	руб. CAC
CAC	=	(35	000	*	2	+	50	000	+	130	000)	/	20	=	12	500	руб.	
CRC	=	(45	000	*	2)	/	140	=	643	руб.	в	месяц
КЕ ЙС - ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ
Экономика	сходится?	
LTV	=	24	586	руб.	
CAC	+	CRC	=	12	500	+	643	*	5,2	=	15	844	руб.	
LTV	/	(CAC	+	CRC)	=	1,55x	
	CAC	/	(ARPPU	-	CRC)	=	3,06х
МЕТ РИ К И Х ОР ОШЕГО БИЗНЕСА
LTV	/	(CAC	+	CRC)	>	3x	
CAC	/	(ARPPU	-	CRC)	<	12x
К ОСЯ К И В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
К ОСЯ К И В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
Ошибка	№	1:	
Не	учли	все	расходы
К ОСЯ К И В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
Ошибка	№	2:	
Считаем	«среднее	по	
больнице»
К ОСЯ К И В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
Источник	трафика Пришло	пользователей Общая	стоимость CPA Покупки С1
Органический	поиск 3	000 0 0 300 10	%
Реклама	в	Facebook 2	000 80	000 40 60 3	%
Контекстная	реклама 5	000 150	000 30 100 2	%
Статья	на	популярном	
ресурсе
500 5	000 10 75 15	%
Всего 10	500 235	000 22,38 535 5,1	%
К ОСЯ К И В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
Ошибка	№	3:	
Не	считаем	когорты
К ОСЯ К И В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
Пользователи Покупки Конверсия
20	000	новых	в	мае 600 3,00	%
600	000	старых 3	000 0,50	%
620	000	всего 3	600 0,58	%
14	500	новых	в	июне 580 4,00	%
620	000	старых 3	100 0,50	%
634	500	всего 3	680 0,58	%
Зачем	все	это?
ТОЧ КИ КРАТНОГО РОСТА
П О Ч Е М У М Е Т Р И К И П ЛО Х И Е ?
Метрика Класс	проблем	и	причины
User	Acquisition
Количество	продавцов
Проблемы	в	маркетинге
Плохая	виральность
CPA
Нецелевые	каналы
Высокая	конкуренция
Плохое	сообщение
С1,	Buyers
Низкая	активация
Непонятная	выгода
ARPPU,	APC
Низкий	retention
Низкая	частота	встречи	с	покупкой
Ч ТО В А Ж Н О И Н В Е С ТОР У ?
П О Д Х О Д К А Н А ЛИ З У П Р О Е К Т А
Оценка	размеров
Оценка	
скорости	роста
Детали
Burn	rate	
Выручка	
Число	клиентов
MoM	growth	
DAU/MAU	
Churn
ARPU/CAC	
MRR/ARR	
LTV
ЛОГ И К А И Н В Е С ТОР А
Экономика	
сходится?
Каналы	продаж	
масштабируются?
$$$
Да
Да
$
Неизвестно
Рынок	большой?
Да
Нет
Нет
Нет
Спасибо	за	внимание!	
Максим	Калюжный	
fb:	facebook.com/max.kalyuzhnyi	
e-mail:	mkalyuzhnyi@iidf.ru

Максим Калюжный: unit economics

  • 1.
  • 2.
    ОБО МНЕ • Окончил Мехмат МГУ •4 года опыта в аудите и консалтинге Big 4 (PwC, KPMG) • Сейчас инвестиционный аналитик ФРИИ • Один из создателей сервиса по доставке товаров с путешественниками «Туда? Туда!»
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  • 6.
  • 7.
    П У ТЬ Х О Р О Ш Е Й К О М П А Н И И Выручка Переменные затраты Фиксированные затраты Валовая прибыль Точка безубыточности
  • 8.
    Ч ТО ТАК ОЕ Ю Н И Т- Э К ОН ОМ И К А ? CPA Cost per Acquisition Стоимость привлечения пользователя ARPU Average Revenue per User Выручка с привлеченного пользователя User Acquisition Привлечение пользователей Revenue ДоходПродукт
  • 9.
    П Р ИМ Е Р Показатель Значение Выручка (Revenue) 100 000 руб. Себестоимость (COGS) 30 000 руб. Затраты на маркетинг (Marketing) 40 000 руб. Количество привлеченных пользователей (Users) 10 000 CPA = ? ARPU = ?
  • 10.
    П Р ИМ Е Р Показатель Значение Выручка (Revenue) 100 000 руб. Себестоимость (COGS) 30 000 руб. Затраты на маркетинг (Marketing) 40 000 руб. Количество привлеченных пользователей (Users) 10 000 CPA = Marketing / Users = 40 000 / 10 000 = 4 руб. ARPU = (Revenue - COGS) / Users = 70 000 / 10 000 = 7 руб.
  • 11.
    Д О ПО ЛН И Т Е ЛЬ Н Ы Е М Е Т Р И К И CAC Customer Acquisition Cost Стоимость привлечения покупателя ARPPU Average Revenue per Paying User Выручка с платящего пользователя (покупателя) С1 Conversion to buyers Конверсия в 1-ую покупку CPA = CAC * C1 ARPU = ARPPU * C1
  • 12.
    Ч У ТЬБ ОЛЕ Е С ЛОЖ Н Ы Й П Р И М Е Р Показатель Значение Users 10 000 C1 2 % CAC 3 000 руб. ARPPU 7 000 руб. Revenue = ? Marketing = ?
  • 13.
    Ч У ТЬБ ОЛЕ Е С ЛОЖ Н Ы Й П Р И М Е Р Показатель Значение Users 10 000 C1 2 % CAC 3 000 руб. ARPPU 7 000 руб. CPA = CAC * C1 = 3 000 * 2% = 60 руб. ARPU = ARPPU * C1 = 7 000 * 2% = 140 руб. Marketing = CPA * Users = 60 * 10 000 = 600 000 руб. Revenue = ARPU * Users = 140 * 10 000 = 1 400 000 руб.
  • 14.
    Е ЩЕ НЕМН ОГО МЕТРИК Churn Отток покупателей за период Lifetime value Выручка с покупателя за все время использования продукта Lifespan Срок использования продукта покупателем ARPPU Churn = LTV = ARPPU * Lifespan
  • 15.
    В СП ОМНИТ Ь ВСЕ CAC CPAARPU ARPPU LTV C1 Churn
  • 16.
    КЕ ЙС -ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ Пользователи Массив рекламных каналов Лендинг B2B клиенты Лиды Компания $$ $ $$$$
  • 17.
    КЕ ЙС -ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ Метрика Значение Средний чек продажи лида (Revenue) 460 руб. Стоимость привлечения лида (COGS) 220 руб. Среднее число лидов на клиента, в месяц 19,7 Отток клиентов (Churn), в месяц 19 % LTV = ?
  • 18.
    КЕ ЙС -ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ Метрика Значение Средний чек продажи лида (Revenue) 460 руб. Стоимость привлечения лида (COGS) 220 руб. Среднее число лидов на клиента, в месяц 19,7 Отток клиентов (Churn), в месяц 19 % Сustomer Lifespan = 1 / Churn = 5,2 мес. ARPPU = Среднее число лидов * (Revenue - COGS) = 19,7 * (460 - 220) = 4 728 руб. LTV = ARPPU * Lifespan = 4 728 * 5,2 = 24 586 руб.
  • 19.
    КЕ ЙС -ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ Метрика Значение Количество новых клиентов 20 Общее количество клиентов 140 Зарплата менеджера по продажам 35 000 руб. Количество менеджеров по продажам 2 Зарплата аккаунт-менеджера 45 000 руб. Количество аккаунт-менеджеров 2 Затраты на PR 50 000 руб. Затраты на офис 30 000 руб. Затраты на офлайн маркетинг 130 000 руб. CAC = ?
  • 20.
    КЕ ЙС -ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ Метрика Значение Где учитывать Количество новых клиентов 20 Общее количество клиентов 140 Зарплата менеджера по продажам 35 000 руб. CAC Количество менеджеров по продажам 2 Зарплата аккаунт-менеджера 45 000 руб. CRC Количество аккаунт-менеджеров 2 Затраты на PR 50 000 руб. CAC Затраты на офис 30 000 руб. Fixed costs Затраты на офлайн маркетинг 130 000 руб. CAC CAC = (35 000 * 2 + 50 000 + 130 000) / 20 = 12 500 руб. CRC = (45 000 * 2) / 140 = 643 руб. в месяц
  • 21.
    КЕ ЙС -ЛИД ОГ ЕНЕ Р АЦИ Я В С ПОР ТИ ВН ОЙ ТЕ МАТИКЕ Экономика сходится? LTV = 24 586 руб. CAC + CRC = 12 500 + 643 * 5,2 = 15 844 руб. LTV / (CAC + CRC) = 1,55x CAC / (ARPPU - CRC) = 3,06х
  • 22.
    МЕТ РИ КИ Х ОР ОШЕГО БИЗНЕСА LTV / (CAC + CRC) > 3x CAC / (ARPPU - CRC) < 12x
  • 23.
    К ОСЯ КИ В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ
  • 24.
    К ОСЯ КИ В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ Ошибка № 1: Не учли все расходы
  • 25.
    К ОСЯ КИ В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ Ошибка № 2: Считаем «среднее по больнице»
  • 26.
    К ОСЯ КИ В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ Источник трафика Пришло пользователей Общая стоимость CPA Покупки С1 Органический поиск 3 000 0 0 300 10 % Реклама в Facebook 2 000 80 000 40 60 3 % Контекстная реклама 5 000 150 000 30 100 2 % Статья на популярном ресурсе 500 5 000 10 75 15 % Всего 10 500 235 000 22,38 535 5,1 %
  • 27.
    К ОСЯ КИ В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ Ошибка № 3: Не считаем когорты
  • 28.
    К ОСЯ КИ В Р АС ЧЕТ АХ ЭКОН ОМИ КИ Пользователи Покупки Конверсия 20 000 новых в мае 600 3,00 % 600 000 старых 3 000 0,50 % 620 000 всего 3 600 0,58 % 14 500 новых в июне 580 4,00 % 620 000 старых 3 100 0,50 % 634 500 всего 3 680 0,58 %
  • 29.
  • 30.
  • 31.
    П О ЧЕ М У М Е Т Р И К И П ЛО Х И Е ? Метрика Класс проблем и причины User Acquisition Количество продавцов Проблемы в маркетинге Плохая виральность CPA Нецелевые каналы Высокая конкуренция Плохое сообщение С1, Buyers Низкая активация Непонятная выгода ARPPU, APC Низкий retention Низкая частота встречи с покупкой
  • 32.
    Ч ТО ВА Ж Н О И Н В Е С ТОР У ?
  • 33.
    П О ДХ О Д К А Н А ЛИ З У П Р О Е К Т А Оценка размеров Оценка скорости роста Детали Burn rate Выручка Число клиентов MoM growth DAU/MAU Churn ARPU/CAC MRR/ARR LTV
  • 34.
    ЛОГ И КА И Н В Е С ТОР А Экономика сходится? Каналы продаж масштабируются? $$$ Да Да $ Неизвестно Рынок большой? Да Нет Нет Нет
  • 35.